Я редко бросаю игры.
В своё время старший брат научил меня одной важной вещи - тщательно отбирать всё, что меня окружает.
Не дружить с уебанами, не есть то, что невкусно, не засорять мозги откровенно халтурным творчеством.
Короче, привил мне некоторый вкус и снобизм
, за что ему огромное спасибо.
Именно поэтому я редко бросаю игры - я просто очень тщательно отношусь к выбору того, чему собираюсь посвятить от десяти-двадцати до OVER9000 часов своей жизни.
Я могу прерываться и откладывать их на неопределённый срок, или спидранить на последней трети-четверти, если игра очень длинная и успела подзаебать.
Могу даже считерить в каком-нибудь совсем сложном моменте, если понимаю, что на его прохождение придётся убить столько же времени, сколько на всю остальную игру.
Но S.T.A.L.K.E.R.а я именно дропнул нахуй.
Причины этого делятся на две категории, и если первую я ещё мог перетерпеть и переломаться, то вот вторая окончательно похерила все порывы назвать эту игру хорошей.
Субъективные причины.Субъективные причины.
Одна из моих главных проблем со S.T.A.L.K.E.R.ом, стало то, что я лютый русофоб.
В России мне нравится лишь природа и то, не пресловутые злоебучие РусскиеБерёзки(тм), а довольно специфичные биомы да некоторое, очень небольшое количество культурных явлений, зачастую весьма диссидентских, и исторических периодов, крайне далеко отстоящих от того, что принято ассоциировать с Этой Страной.
Поэтому я долго отпирался, когда Харон мне продавал эту игру. Но потом собрался с духом и решился. Всё-таки вещь в меру легендарная.
Так вот. Основная фишка S.T.A.L.K.E.R.а - это, прущий из всех щелей тяжёлым водочно-огуречным перегаром, постперестроечный Русский Дух.
Именно та атмосфера, больше которой я ненавижу, пожалуй только царско-боярскую русь, поздний совок и те самые РусскиеБерёзки(тм), хотя, казалось бы, дело происходит в Незалежней.
Дурацкие анекдоты, простые Ъ-мужЫцкие телеги, незамысловатый саунд и водка с консервами, как основа рациона.
Отдельным ударом по моему чувству прекрасного стали голоса и реплики.
Я очень редко могу найти произведения, где ритмика и звучание русского языка не режет мне слух хотя, конечно же есть люди, которые творят чудеса с этим языком. Например, от озвучки тех же Мор.Утопии, Морровинда или Револьвера я натурально кончаю кипятком, а от текстов АукцЫона, вообще кончаюсь как личность, но здесь всё подобрано именно так, чтобы подчеркнуть всю занозистость, лапотность и лубочность языка - голоса, манера произношения, и сами реплики - буквально всё.
Но я взял яйца в кулак и с боевым кличем "Классика! Знать надо!" начал продираться через эту ебаную postsoviet-postapok эстетику.
Пока не появились они.
Объективные причины.Объективные причины.
И самая простая из них, то из-за чего я в первый раз его не осилил - неадекватная сложность.
Пару лет назад, когда я впервые запустил этот шедевр отечественного игростроя, я ещё не знал, какое ведро вазелина нужно, чтобы играть в S.T.A.L.K.E.R.а и радостно въебал уровень сложности куда-то на выше среднего, будучи уверенным, что раз уж я BioShock'и на высоком уровне проходил, то с этим и подавно управлюсь.
Блядь. Как же я ошибался.
Через пару часов анальных унижений я в ужасе снёс эту игру.
Спустя какое-то время боль в анусе стихла и забылась, а я начал задумываться в духе "Это тебя выебала твоя гордость. Давай не будем залупаться и скрутим сложность на минимум и пройдём по быстрому. Просто ради ознакомления с легендарным тайтлом."
И я выставил минимальную сложность, в надежде, что сейчас начну бегать по цветочным полянам, весело постреливая в стороны, ваншотя врагов пачками, а сюжет сам ляжет мне под ноги красной ковровой дорожкой.
Хуй там плавал.
На самом деле, играть стало немного легче, но попадать во врагов с дистанции более пары десятков метров было всё ещё нереально, а рядовой бандит с обрезом всё также запросто ваншотал гг, стоило только на пару секунд подумать, что ты в безопасности.
При этом, цены у местных торговцев оставались такими же охуевшими, запас ништяков, которые можно было приволочь с поля боя, всё так же чудовищно мал, но самый пиздец, как оказалось, ждал впереди.
Все персонажи, механики и вводные ясно давали понять - гг простой мужик, не Рэмбо и не Чак Норрис. Здесь не принято геройствовать, а вынести всех в одно рыло вряд ли получится.
И я, подумав, и представив себе, как мог бы выживать простой чувак в зоне, наполненной военными, бандюками и мутантами, решил, что мне тонко намекают на прохождение при помощи мозгов и стелса. Что проще делать по нескольку ходок, осторожничать, не светить лишний раз еблом, и мочить врагов в сортире.
"- Хер! Хер! Хер! Хер! Хер! Хер! Хер!
- Это сколько херов?
- Много."
По факту, несмотря на все тонкие намёки на тактикульность, эрпогешность и стелсовость, проходится игра ровно одним способом - выноси всё, что шевелится. Это ёбаный линейный шутер!
И, нет. Я не хочу сказать, что линейные шутеры плохой жанр. Линейные шутаны очень заебись, но только тогда, когда игра, являясь линейным шутером, позиционирует себя им же.
А здесь... Ну в общем, да. В теории, ты можешь играть в сплинтерселл, но по факту мы сделаем единственный выход из, литералли, кишашего монстрами и хорошо вооружёнными военами, узкого поздемелья (где ты не сможешь их никак обойти, только перестреляв всех к хуям), на ДЕЙСТВУЮЩУЮ ВОЕННУЮ БАЗУ, КАРЛ. И без всяких способов тихонько вылезти. Только замочив какое-то астрономическое количество охуенно экипированных и обученных солдат.
Впрочем, даже это я готов был пережить. В конце концов, сложности бояться - в стим не ходить.
Но.
Все эти вражины (для понимания, после прохождения первой четверти игры, у меня уже было настреляно 10к фрагов) РЕСПАВНЯТСЯ КАЖДЫЙ РАЗ ПРИ СМЕНЕ ЛОКАЦИИ. КАЖДЫЙ. ЁБАНЫЙ. РАЗ.
Более того. Есть много локаций, за которые, якобы, сталкеры вонзаются с бандюками, военами или мутантовцами, и когда ты появляешься на такой локации, тебе прилетает квест типа "помоги ровным пацанам выбить гадов нахуй с пляжу".
И ладно бы проблема была только в том, что гады каждый раз респавнятся, но респавнится также и сам квест!
То есть, если ты играешь с хоть каким-то минимальным вролом, то ты обречён на бесконечное "Шёл мимо - прилетел квест - помог пацанам - пошёл сдать квест - вернулся обратно - опять наших бьют - снова квест". Продолжать, пока не состаришься.
И так всё.
Если бы эта игра не была рассчитана на то, что ты будешь возвращаться на прежние локации - был бы заебись шутан.
Если бы враги не респавнились, как, скажем, это реализовано в Готике, или респавнились бы лишь частично - по одному-два на месте выпиленного исходного десятка, а квесты выдавались бы строго один раз - было бы норм РПГ.
Если бы врагов можно было бы мочить как-то кроме как в лоб, по одному, не вызывая кипиша - был бы ништяковый стелс-шутер.
Если бы игра была хоть как-то заточена на свою хардкорность, и давала бы возможность сконцентрироваться на челлендже, как та же Hotline Miami или какой-нибудь Isaac - была бы клёвая хардкор-гейм.
Но, к сожалению, все эти черты - не фичи, а гейм-дизайнерские косяки.
Поэтому, ИМХО, получилось говно, которое радует только любителей атмосферы или патриотов, которым западло гордиться диссидентскими Ice-Pick Lodge, а вот пацанским шутаном можно и повыёбываться, мол "а у нас, в Россиюшке, между прочим, тоже игры делают!".
И именно поэтому, вчера я окончательно заебался бороться с хуёвым геймдизайном, пошёл на вики, прочитал сюжет, понял, что не то, чтобы сильно много потерял, и снёс это говно к хуям.